Герб
Администрация сельского поселения
Ижболдинский сельсовет
муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан
Контакты
Телефоны
Email
Прочие контакты
Фактический адрес
452822, ул. Школьная, д.32, с. Ижболдино, Янаульского района Республики Башкортостан
Юридический адрес
452822, ул. Школьная, д.32, с. Ижболдино, Янаульского района Республики Башкортостан

29 июня 2021 вступил в силу закон, согласно которому муниципалитеты наделяются правом проведения работ по выявлению правообладателей ранее учтённых объектов недвижимости

Данный закон подразумевает собой поиск правообладателей недвижимости,  которые оформляли свои права на них в «старом порядке», до 1998 года. Их права признаются юридическими действительными, но проблема заключается в том, что информация о таких объектах не содержится в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), т.е. в той базе, которую в настоящий момент ведёт Росреестр и в которой отражаются все актуальные сведения об объектах недвижимости и об их собственниках.

Таким образом, в рамках этой работы параллельно будет осуществляться инвентаризация (осмотр) самих ранее учтённых объектов на местности, чтобы уполномоченные лица могли убедиться, что такие объекты не снесены, и также будет осуществляться поиск данных об их владельцах.

Это очень серьёзная и масштабная работа, которая затронет каждый муниципальный район и городской округ Башкортостана. Также такая работа будет проводиться в каждом субъекте РФ.

Практическая реализация положений закона во многом повысит качество содержащихся в ЕГРН данных с одной стороны, с другой – повысит степень защиты имущественных интересов правообладателей ранее учтённой недвижимости. Полнота данных ЕГРН существенным образом оказывают влияние на инвестиционную, экономическую и социальную повестку регионов.

Выявлением правообладателей ранее учтённых объектов недвижимости будут заниматься органы местного самоуправления (ОМС). Они будут обращаться к своим архивам,  получать соответствующую информацию у других органов публичной власти (органы внутренних дел, органы ЗАГС, налоговые органы, пенсионный фонд, нотариусы, БТИ). Они же будут направлять сведения о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в ЕГРН в Росреестр.

С органами местного самоуправления Управлением Росреестра по РБ уже организована работа по сопоставлению перечней ранее учтённых объектов недвижимости. Общее их количество – порядка 560 тысяч, в том числе помещения, здания, сооружения, земельные участки.

Схема работы  выявления правообладателей  будет выглядеть следующим образом:

1 этап: Сбор информации о ранее учтённых объектах недвижимости. Специально созданной комиссией, при органе местного самоуправления по выявлению правообладателей ранее учтённых объектов недвижимости, проводится анализ сведений, имеющихся в распоряжении органа местного самоуправления, в том числе архивных, направление запросов в органы власти, организации.

2 этап: По итогам мероприятий и сбора информации орган местного самоуправления готовит проект решения о выявлении правообладателя, размещает его на сайте муниципального образования и направляет копии проекта решения лицу, выявленному в качестве правообладателя лично, или заказным письмом. Такой проект не подготавливается,  если ответы на запросы содержат противоречивую информацию или если объект прекратил своё существование. В случае если объект прекратил своё существование и владелец его не установлен, то ОМС самостоятельно может снять такой объект с учёта (ранее действовала сложная процедура, связанная с подготовкой акта обследования);

3 этап: Органом местного самоуправления принимается решение о выявлении правообладателя ранее учтённого объекта, если в течение 45 дней не поступят возражения.

4 этап: Направление заявления о внесении сведений в ЕГРН. В течение 5 рабочих дней с момента принятия решения о выявлении правообладателя муниципалитет направляет в Росреестр: заявления о внесении в ЕГРН одновременно сведений о ранее учтённом объекте и о правообладателе, либо заявление о внесении в ЕГРН только сведений о правообладателе, если сведения об объекте (кадастровый/условный номер) имеются в ЕГРН.

Фактически эта работа не затронет владельцев ранее учтённой недвижимости. Все осмотры объектов муниципалитеты будут производить самостоятельно, присутствие владельцев не обязательно. Если гражданин получит проект решения о выявлении его, как правообладателя конкретного объекта недвижимости, то он вправе направить возражение в течение 45 дней. Также хочу обратить внимание на один очень важный момент. Без личного участия собственника – право в новом порядке за него никто не зарегистрирует. Сведения о правообладателях ранее учтённого объекта недвижимости, которые направляет муниципалитет в Росреестр, вносятся только в один из подразделов базы. Для того чтобы зарегистрировать права, собственнику самому необходимо будет обратиться в МФЦ с приложением правоустанавливающего документа на объект недвижимости. При этом с января 2021 года он может не уплачивать за регистрацию ранее возникшего права госпошлину. Таким образом, для собственника вся эта процедура будет совершенно бесплатна.

Что касается налогообложения. Придётся ли платить больше? Вовсе нет. Как правило, данные о собственниках, которые зарегистрировали свои права надлежащим образом в «старом» порядке, уже давно переданы в налоговую службу и они исправно платят налоги и никаких увеличений для них в связи с проводимой работой по наполнению ЕГРН недостающими сведениями не будет. Возможно, в процессе работы комиссий будут выявляться какие-то моменты, они будут уточняться и те владельцы, которые по каким-то причинам «выпали» из налогового оборота, будут включены в него, что весьма справедливо.

Какие конкретно сложности могут быть у гражданина, если данные о нем как о собственнике не внесены в реестр, хоть ранее он все оформил надлежащим образом? Ранее возникшие права признаются юридически действительными. Но собственники таких объектов могут столкнуться с некоторыми трудностями. К примеру, к нам регулярно поступают вопросы: «Я оформил недвижимость в 1996 году, зарегистрировался в Личном кабинете правообладателя на портале Росреестра, а информации по моей квартире там нет». Потому и нет, что информация о собственнике объекта в ЕГРН не внесена и это можно сделать самостоятельно и бесплатно, обратившись в МФЦ.  К тому же, Росреестр выгружает данные об объектах недвижимости и их собственниках в другие органы и организации: в УФНС, в структуры ЖКХ и т.д., и иногда отсутствие сведений о собственниках может стать проблемой, например, когда органом власти будет решаться вопрос о выкупе земельных участков, в случае принятия решения об их изъятии для государственных нужд (пример, для строительства дороги и т.д.). Так что рекомендуется всем собственникам, чьи права были оформлены надлежащим образом до 31.01.1998 года, самостоятельно обращаться в МФЦ или другим удобным способом и бесплатно регистрировать свои права для внесения данных о вас как собственниках в ЕГРН.